Когда менять резину на автомобиле? Советы по замене шин от 24Колеса
Своевременная замена шин является важным пунктом технического обслуживания автомобиля. От того, какие покрышки установлены на колёсах, и в каком она состоянии — зависят многие характеристики транспортного средства.
Специалисты выделяют 7 основных показателей, когда менять резину просто необходимо. В этом материале 24Колеса расскажет ключевые моменты этого мероприятия. В том числе, вы узнаете: когда нужно менять резину; что делать в аварийной ситуации; как сохранить ресурс шин; где их лучше менять и какими действиями должна сопровождаться эта операция.
Влияние состояния резины на эксплуатацию автомобиля
Шины — это элемент автомобиля, посредством которого он взаимодействует с дорожным покрытием. Через них передаётся крутящий момент и мощность двигателя. Благодаря создаваемой ими силе трения машину возможно останавливать. От эластичности и рисунка протектора зависит управляемость и то, как водитель чувствует машину при маневрировании. От шин зависит накат и многие другие параметры.
Основные из них:
- Тормозной путь — чем короче, тем безопаснее. Шины должны соответствовать температурному режиму, типу и состоянию дорожного покрытия. На плохой резине этот фактор резко ухудшается и может привести к ДТП.
- Проходимость — больше относится к зимней езде по свежему снегу, снежной "каше" и льду. Летом это грязь, грунтовка, песок, вода. На неподходящих покрышках машина с трудом страгивается с места, буксует, не может выехать с места стоянки без посторонней помощи.
- Управляемость — во многом зависит от конструкции ходовой части, но в большей степени от шин. Например, в гололёд на летней (да ещё и "лысой") резине управлять автомобилем так же сложно, как бежать стремглав по хоккейному катку без коньков. Управляемость теряется также при аквапланировании, если протектор не справляется с отводом воды из-под пятна контакта шин с дорожным покрытием.
- Безопасность на скорости — изношенные, повреждённые или не соответствующие сезону шины при езде по трассе часто разрушаются. Происходит это из-за того, что резина не выдерживает нагрузки, разрывается в самом слабом месте и в один миг сбрасывает давление до нуля. Всего одна покрышка внезапно лопается, и автомобиль резко начинает ехать в отбойник, кювет, задевая других участников дорожного движения.
- Комфортабельность автомобиля — зависит от шин, поскольку через них на кузов передаются все неровности дороги. Дискомфорт может вызывать плохая, невнятная управляемость, например, когда машина "плавает" летом на зимней размягчённой от жары резине. Расход топлива — на него влияет накат, который напрямую зависит от силы трения качения, возникающей между шинами и дорожным покрытием. У зимних шин эта сила по умолчанию больше, поскольку они мягче и имеют специфический рисунок протектора. Если вы не знаете, когда менять резину на летнюю, вы точно имеете дело с ничем не оправданным повышенным расходом топлива.
- Вид автомобиля — обшарпанные и неравномерно стёртые шины выглядят на ухоженной машине, как грязные кеды на человеке в смокинге. Это не может не портить настроение, и уж точно не поспособствует продаже автомобиля за полную его цену.
- Соблюдение закона — до недавнего времени законом жёстко не регламентировалось. Были только общие правила, соблюдение которых оставалось на совести водителя. В 2023 году закон изменился. Теперь, если вы не "знали", когда надо менять резину вовремя по сезону, можете нарваться на штрафы. Пусть они и не большие (500 рублей), но выписывать их могут каждый божий день, а то и по несколько раз на дню.
Примечание. Закон распространяется на эксплуатацию зимних шипованных шин летом, а также летних в зимние месяцы. Ниже мы ещё вернёмся к вопросу — когда менять летнюю резину на зимнюю, и наоборот. Следует сразу же отметить, что закон не коснулся эксплуатации зимних не шипованных и так называемых всесезонных покрышек.
И всё бы хорошо, но есть одно неприятное обстоятельство. Всесезонные шины технически подходят как для зимы, так и для лета. Но хорошо они не работают ни по сухому асфальту, ни по снегу, ни по льду. Для них есть только одна подходящая стихия — грязь и бездорожье. На дорогах общего пользования лучше использовать полноценные летние или зимние шины (соответственно сезону, закону и погодным условиям).
Основные причины для замены шин
Резюмируем — когда нужно менять шины? Смотрим на факторы ниже:
- Время года.
- Закон.
- Высота рисунка протектора.
- Неравномерный износ.
- Повреждения.
- Срок службы.
- Пробег.
Первые два пункта касаются "переобувки", когда нужно менять зимнюю резину на летнюю, и наоборот. Остальные факторы — общие, для всех видов шин.
О замене резины по сезону
Это главный сигнал к тому, что пора "переобуваться". Здесь однозначная привязка есть только к температуре окружения. Если осенью столбик термометра стал опускаться ниже +7 градусов Цельсия — пора менять летний комплект на зимний. Часто фигурирует такое понятие, как средняя температура. Однако в контексте перехода на резину другой сезонности оно достаточно сложное для понимания и вычисления. Поэтому лучше ориентироваться на минимальную и максимальную температуры в течение суток.
Примечание. Средняя температура равна сумме минимальной температуры ночью и максимальной днём, делённой на два. Например, ночью термометр показал +1 градус Цельсия, а к обеду потеплело до +15 градусов. В таких условиях средняя температура будет равной +8 градусов. То есть, если речь об осени, переобуваться вроде как рановато. Однако следует понимать, что летняя резина при температуре ниже +7 градусов уже работает хуже из-за снижения эластичности. То есть, днём будет нормально, а вот ночью уже небезопасно. Поэтому 24Колеса рекомендует ориентироваться не на средние показатели термометра, а на минимальные.
По весне следует применять немного иной подход. Дело в том, что при незначительном потеплении зимняя резина не утрачивает своей эффективность сколь-либо значительно. То есть, "на зиме" можно продолжать ездить до тех пор, пока столбик термометра не перестанет опускаться ниже +7 градусов ночью. А днём, даже если будет +15 или выше — от зимних шин вреда не будет. К тому же, весной часто случаются внезапные заморозки. Если они застанут вас на спешно надетой летней резине, могут возникнуть проблемы с управляемостью и тормозным путём.
Вторым сигналом для того, что пора "переобуваться", можно считать осадки, которые сильно зависят от климатической зоны, в которой эксплуатируется машина. Если выпал снег, и он "не собирается" таять в ближайшие пару часов — поспешите в 24Колеса за зимним комплектом покрышек. Весной, наоборот, спешить не стоит, если асфальт стал сухим раньше положенного. Внезапный антициклон никто не отменял и толком его не научились точно предсказывать.
Закон
В свежем законе регламентирована эксплуатация зимних шипованных шин летом и летних зимой:
- В зимний период (по календарю — декабрь, январь, февраль) запрещена эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними покрышками. При этом, в законе есть уточнение, что данное правило распространяется на все колёса автомобиля. То есть, установка зимнего комплекта только на ведущую пару колёс будет расцениваться блюстителями порядка, как нарушение данной нормы закона.
- В летний период (по календарю — июнь, июль, август) запрещена эксплуатация транспортных средств на шипованной резине. Под шипованными следует понимать шины, в протекторе которых установлены металлические шипы.
За нарушение этих законов на момент написания материала предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Следует подчеркнуть, что схлопотать кажущееся мизерным такое наказание можно несколько раз за день. Особо "удачливые" могут отдать в казну столько, сколько хватило бы на комплект новой брендовой резины. С установкой, балансировкой и хранением запасного комплекта до следующего сезона.
Примечание. Законом также предусмотрена возможность изменения указанных календарных сроков в сторону увеличения, если того требуют климатические условия в регионе. Изменения уполномочены утверждать региональные органы государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Высота рисунка протектора
Износ — это естественный процесс для эксплуатируемых шин. Резина из-за трения о дорожное покрытие постепенно стирается, вследствие чего уменьшается один из основных её параметров — глубина протектора.
Глубина протектора — это расстояние между рабочей частью рисунка и основанием покрышки. Измеряется в миллиметрах. Зная минимально допустимую глубину протектора, можно ответить на вопрос — когда нужно менять шины по износу.
Минимально допустимая глубина протектора — составляет 4 миллиметра. Для оценки этого параметра есть специальные инструменты. В гаражных условиях это можно сделать при помощи обычного штангенциркуля. Также многие производители вносят в конструкцию покрышек послойные маркеры глубины протектора. Это могут быть цветные маркеры с соответствующей расшифровкой. Более наглядными являются цифровые обозначения, которые проявляются визуально по мере износа покрышек до соответствующей глубины протектора.
Примечание. Обратите внимание на глубину протектора тогда, когда пора менять шины с зимних на летние, и наоборот. Если прибор или маркер показывает на запасном комплекте 5-6 миллиметров, возможно, есть смысл уже не ставить эту резину, а купить новую. Которой хватит на весь сезон. В противном случае вам придётся вскоре опять посещать шиномонтажную мастерскую, повторно тратить время и деньги на "переобувку" и балансировку колёс.
Неравномерный износ
Неравномерный износ шин — это когда глубина протектора на одной и той же покрышки в разных местах неодинаковая. Такая резина уже не работает с дорожным покрытием полноценно, может подвести при критических нагрузках, лопнуть и так далее. Комплект с неравномерным износом не стоит устанавливать при переходе на другой сезон, а также следует его заменить как можно раньше, если проблема обнаружена при очередном техническом обслуживании.
Основные причины неравномерного износа протектора:
- слишком высокое давление;
- слишком низкое давление;
- давление в шинах не соответствует нагруженности автомобиля;
- разное давление в колёсах одной оси;
- колёса не отбалансированы;
- колёсные диски кривые, битые;
- неправильная регулировка развала и схождения колёс;
- неисправности ходовой системы (изношены ступичные подшипники, амортизаторы, рулевые наконечники, шаровые опоры, сайлентблоки).
Шины могут изнашиваться неравномерно из-за чрезмерно агрессивного вождения. Резина подвергается точечным нагрузками при частом экстренном торможении и активном маневрировании. Изначально некачественные дешёвые шины тоже могут изнашиваться неравномерно.
Повреждения
Эксплуатация автомобиля на покрышках с различными повреждениями крайне опасна для вас, ваших пассажиров, других участников дорожного движения! Наличие дефектов может привести к внезапному разрыву шины, вследствие чего моментально наступает полная потеря управляемости.
Основные виды повреждений:
- "грыжи";
- глубокие царапины;
- разрывы;
- торчащий корд;
- деформации;
- трещины;
- вмятины.
Чаще всего эти повреждения появляются из-за неудачного наезда на препятствия. Дополнительные факторы — неправильное давление в колёсах, не замеченный своевременно неравномерный износ, солидный "возраст" резины, последствия вандализма, низкое качество покрышек. Важным аспектом здесь является правильное хранение между сезонами. Если запасной комплект хранился абы как, к следующему сезону можно обнаружить необратимые деформации. Колёса в итоге будет невозможно отбалансировать, а эксплуатировать их в таком состоянии — небезопасно.
Срок службы
Ресурс автомобильной резины зависит от следующих факторов:
- качество состава;
- условия эксплуатации;
- условия хранения;
- своевременность "переобувания" между сезонами;
- состояние дорог;
- типов дорожного покрытия;
- пробегов;
- климатические особенности региона;
- манера езды;
- своевременность технического обслуживания.
Влияет даже то, как и где ваша машина "отдыхает" во время длительных стоянок — в сухом гараже, на открытой парковке, в луже.
Нормальным считается ресурс качественной резины — 5 лет. Это при условии, что автомобиль эксплуатируется бережно, водитель не ездит агрессивно и аккуратно преодолевает препятствия. В общем, когда перечисленные выше факторы — умеренно благоприятные. В максимально благоприятных условиях хорошая брендовая резина вполне может прослужить и 10 лет.
Примечание. Признаки не пригодной к эксплуатации из-за "возраста" резины — это многочисленные трещины. На собранном и накачанном колесе они могут быть не видны. Однако, когда шина снята с диска, при лёгких воздействиях на её края такие микротрещины несложно обнаружить невооружённым глазом.
Пробег
Ответа на вопрос — через сколько нужно менять шины — дать невозможно. Здесь роль играют те же факторы, что перечислены в разделе о ресурсе. В среднем, качественная резина при нормальных условиях эксплуатации и хранения без проблем ходит до 50 000 км и больше. Дорогие брендовые модели могут проехать и в два-три раза больше. Подчеркнём, что многое зависит от условий эксплуатации. Если "постараться”, то даже самую выносливую резину можно стереть до лысины всего за пару месяцев. На коммерческих автомобилях, работающих преимущественно с полной загрузкой, шины изнашиваются гораздо быстрее.
Продлеваем срок службы резины: полезный чек лист от 24Колеса
Чтобы сохранить ресурс комплекта автомобильных покрышек, следуйте простым правилам:
- Своевременная замена. Запомните, когда надо менять резину на летнюю и наоборот, ориентируясь не только на закон и штрафы, но и на условия эксплуатации.
- Давление. Проверяйте визуально при ежедневном ТО, и не реже, чем раз в неделю при помощи манометра. Корректируйте с учётом загруженности машины.
- Балансировка. Эту операцию нужно делать при каждой замене резины на специальном оборудовании.
- Развал-схождение. Проверяется раз в год или каждые 10 000 км пробега, а также регулируется после каждого ремонта ходовой части и рулевой системы.
- Манера езды. Чем аккуратнее вы водите автомобиль, тем дольше прослужит новый комплект резины.
- Преодоление препятствий. Правильно выбирайте скорость и угол атаки при проезде ям, ухабов, лежачих полицейских.
- Межсезонное хранение. Лучше всего доверить шины на хранение специализированному сервису.
Подробнее о замене, балансировке и хранении вам расскажут мастера из 24Колеса.
- Комментарии